Нельзя просто так взять и внедрить инновационный транспорт в загруженный индустриальный город. Жительница Екатеринбурга Ольга Васильевна обратилась к свердловской омбудсвумен Татьяне Мерзляковой с заявлением против строительства "небесной дороги" SkyWay через Уктус – Химмаш – Кольцово – Арамиль.
– Раз обращение поступило, будем разбираться, – констатировали в аппарате уполномоченного по правам человека Свердловской области, пишет «Екатеринбург онлайн».
Как называется подобное явление?
Нимби (англ. NIMBY) — акроним от английской фразы «Not In My Back Yard» (русск. — не на моём заднем дворе). Так называют людей, выступающих против каких-либо новых построек вблизи их домов, термин введён в 1980 году. Нимби и его производные, такие как нимбизм или нимбисты, непосредственно относится к осуждению развития в целом или же к частным случаям. Понятие подразумевает, что противники развития имеют эгоистические и узкие взгляды на ситуацию.
Мы удивлены и немного расстроены таким явлением в сердце индустриальной России – Екатеринбурге. Чтобы разобраться, пошагово комментируем опасения Ольги Васильевны.
SkyWay
Последние проведённые исследования показывают, что шум городского транспорта SkyWay не превышает уровень шума обычного разговора между людьми. В транспортной технологии применяются специальные технологии шумопоглощения, как в транспортном средстве, так и в самой дороге. В отличие от привычной, «классической» железной дороги, славной своей звонкостью, внутри рельсов струнного транспорта находится специальная бетонная смесь, которая активно поглощает шум.
Чистота окружающей среды
Самое сомнительное утверждение – мнимая угроза окружающей среде. Экологичный электрический транспорт SkyWay ездит не по земле, а над ней, благодаря этому в технологии нет пылящих и экоопасных насыпей и выемок, а за городом он не препятствует миграции животных. У транспорта нет выбросов, антиобледенительных солей и продуктов износа шин и асфальтобетонного покрытия, он сравним с обычным трамваем. В данный момент подвижной состав SkyWay проходит этап сертификации в «Научно-техническом центре НИИ Горэлектротранспорта».
Безопасность движения
Во-первых, в струнном транспорте в принципе целиком исключены столкновения с любыми наземными видами транспорта и пешеходами. Во-вторых, высокая устойчивость подвижного состава достигается специальной противосходной системой и независимой подвеской каждого колеса. Боковые ролики упираются в боковые поверхности качения рельса и удерживают проектную ширину колеи. Если предположить, что завтра начнётся техногенная катастрофа и смерч небывалой силы пронесётся над Екатеринбургом, то транспорт SkyWay оторвется от рельсов не раньше, чем «Белый Дом» или комплекс «Олимпийский». Это исключено.
Планы и комментарий регионального координатора
Координатор проекта в Екатеринбурге Аркадий Бирюков пояснил в том же материале, что люди просто не разобрались в том, что это за транспорт:
– Я провёл встречу с министром транспорта области. Предварительно нам согласовали трассу от посёлка Кольцово через аэропорт, микрорайон Светлый, Уктус Левобережный, Ботанику. В перспективе: район Академический, Широкая Речка, вплоть до "Меги". На Ботанике решили увязать проект с транспортно-пересадочным узлом, который планирует построить "Малышева, 73". Можно увязать в одной точке все виды транспорта, включая метро.
Проект международный, конструкторское бюро находится в Беларуси, на полигоне испытаний "ЭкоТехноПарк", где будут представлены все виды разработанных трасс. Рассматриваются и скоростные виды, до 500 км/ч, и грузовые, и пассажирские, городские и междугородние. Вне населённых пунктов возможно использование гибридных источников энергии – не только электричества, но и дизеля. Сейчас разрабатываем проекты для Индии, там планируется до 20 таких линий. Сертификация должна завершиться весной-летом этого года. Готовы начать строить в этом году, если власть нас поддержит. К маю-июню готовы будем продемонстрировать различные варианты на практике.
Кольцевая бюрократии
Идеи струнных технологий известны в Екатеринбурге уже несколько лет. Комментирует ситуацию заместитель генерального директора ЗАО «Струнные технологии» Виктор Бабурин:
– Мы видим проблему того, что часто привлекаемые эксперты достаточным образом не изучают предысторию вопроса. Приходится повторно объяснять или доставать из архивов уже готовые и действенные решения. Техническое инфраструктурное предложение для Екатеринбурга было успешно выполнено еще в 2007 году: в открытом доступе технические предложения для однорельсового и двухрельсового струнного транспорта, предпроектное предложение грузовой трассы SkyWay для г. Березники. Сегодня же мы вдруг столкнулись с риторикой о неизученности транспорта. Транспорта, который в городе давно изучен.
Эксперты проводят не анализ струнного транспорта, а транслируют свои представления о нём на основе различных документов, размещённых в интернете, происхождение которых зачастую неизвестно. Ни один не удосужился провести реальный анализ, приехать в компанию, поговорить с директором или инженерами в конструкторских бюро. Хорошим примером являются наши австралийские коллеги, которые лично провели анализ технологии и теперь их стараниями запланировано прохождение сертификации у национального регулятора.
Струнные технологии имеют потенциал не только для города, но и для всего региона. Подробно об этом можно прочитать в журнале мультидисциплинарных научных публикаций "Эко-Потенциал" № 3 (7) за 2014 г. В нём опубликована статья доктора географических наук, доцента, заведующего сектором размещения и развития производительных сил Института экономики Уральского отделения РАН В.В. Литовского "О фундаментальных приоритетах формирования инфраструктуры Урала на базе инновационных технических решений и разработок А.Э. Юницкого".
Мы продолжаем детальный разбор всех возникающих вопросов по мере их поступления и видим огромный потенциал в решении транспортных проблем в открытом взаимодействии с представителями локальных сообществ и местной власти. Кроме Екатеринбурга на Урале и по всей России в подобной городской системе остро нуждаются многие и многие города, которые смогли бы уменьшить трафик и количество выбросов. Неужели мы и вправду не хотим жить лучше и чище?
P.S. Видео-ответ на домыслы о работе струнного транспорта зимой